Национальные проекты и проекты развития наиболее современных компаний включают качество в повестку дня не только на уровне продукции и технологий, но и на уровне управления бизнесом в целом. Движение всеобщего менеджмента качества известно уже с середины XX века, когда Эдвардс Деминг разработал и внедрил программу менеджмента для восстановления японской промышленности после войны, которая стала основой японского экономического чуда.
Теория давно известна, но применение её на практике не стало тут же актуально предприятиям в нашей стране. По всей видимости за качество берутся, когда возникает угроза существованию предприятия, ну или когда у руководства возникает непреодолимое желание выиграть в конкурентной борьбе. Сейчас многие компании начали задумываться над внутренними резервами (которые как раз становятся доступными благодаря единой системе эффективного менеджмента), поскольку многие внешние резервы конкурентной борьбы исчерпаны: все рынки заняты и поделены, клиенты достаточно подготовлены и критичны, материальные ресурсы не безграничны…
Деминг предложил четырнадцать базовых положений своей системы:
- радикально переосмыслите свои взгляды на суть менеджмента и роль менеджера в современном мире. Мы вступили в новую экономическую эру.
- поставьте перед собой цель непрерывного улучшения продукции и услуг и будьте неизменно твердыми и постоянными в ее достижении.
- покончите с зависимостью от массового контроля — уничтожьте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения высокого качества.
- покончите с практикой закупок по самой низкой цене — откажитесь от оценки и выбора поставщиков, принимая во внимание только цены на их продукцию.
- улучшайте каждый процесс в целях достижения более высокого качества, повышения производительности и уменьшения затрат.
- в практику современные подходы к подготовке и переподготовке кадров.
- усвойте и введите в практику систему «лидерства» как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять работу наилучшим образом.
- поощряйте эффективные двусторонние связи, используйте другие средства для искоренения страха, опасений и враждебности внутри организации.
- разрушайте барьеры между подразделениями, службами, отделами.
- откажитесь от использования плакатов, лозунгов, призывов к работникам, так как подавляющее большинство проблем возникает в системе и не во власти работников что-то в ней изменить.
- устраните произвольно установленные задания и количественные нормы — откажитесь от рабочих инструкций и стандартов, устанавливающих производственные нормы, квоты для работников и задания для руководителей.
- дайте работникам возможность гордиться своим трудом — устраните барьеры, которые лишают их возможности гордиться своим трудом.
- поощряйте стремление к образованию и совершенствованию — учредите программу образования для сотрудников и всемерно поддерживайте стремление к самосовершенствованию.
- необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства — ясно определите непоколебимую приверженность топ-менеджмента организации постоянному улучшению качества и производительности.
Здесь я имею ввиду аналитические системы, системы учета и планирования, проектного управления, управления процессами в реальном времени, есть даже системы облегчающие поиск нестандартных решений (по-сути, изобретательские).
Но чтобы эти системы могли принести руководителю пользу – ему нужно сначала захотеть сделать свою систему управления более эффективной, а значит иногда признать, что она не всегда достаточно эффективна.
В этом похоже и кроется частая причина стагнации…
Получать новости